19 августа (6 августа по старому
стилю) восточные славяне отмечают Преображение Господне. В народе название этого
праздника – «Яблочный Спас», или «Второй Спас». Народное название праздника
связано с тем, что с этого дня начинали сбор яблок. Плоды относили освящать в
церковь, после этого их разрешалось есть.
Ф.В. Сычков. Алма-атинские яблоки (1937) |
По обычаю, яблоками угощали бедных
и болеющих, а того, кто не следует этому обычаю, считали человеком «недостойным
общения»: «А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и
сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром
хворого и бедного!»
Багров В.Ю. «Яблочный Спас» |
После обедни разговлялись
яблоками в каждой семье. Считалось грехом есть яблоки до Спаса-Преображения.
Молодые девушки загадывали сокровенные желания на первое яблочко. Считалось,
что желание, задуманное на первый кусочек яблока, обязательно сбудется.
Несмотря на праздничный день, в
садах идет работа. В эту пору доспевают хлеба, надо успеть снять их до начала
осенних дождей. Да и яблоки на базар везти надо, не мешкая: «Вовремя убрать –
вовремя продать!». В Рязанской, Нижегородской губерниях помещики сдавали свои
сады купцам. Крестьянки расплачивались за яблоки не только деньгами, но и
куделью льна, яйцами. Возы с яблоками развозились по окрестным приходам и
церквам для продажи после службы.
Н. и В. Родионовы. «Яблочный Спас» |
С 19 (6) августа полностью
поспевал горох. В Вологодской области устраивали «всеобщие разговины горохом»:
в поле служили молебен, затем крестьяне угощались горохом, при этом было не
важно, где чья полоса посажена.
Вечером на Яблочный Спас
устраивали гулянья и хороводы. В Москве празднество происходило у Нового Спаса, в Туле - за городом, в селе у Спаса на Рогожни. В праздничных играх участвовали девушки, которые ходили парами и пели песни. Гуляющие образовывали "круги" по состоятельности семей: девушки побогаче отделялись от "бедных". Парни, они же "женихи", выбирали "круги" по своему положению.
В ряде губерний молодежь устраивала проводы Солнца.
Выйдя за околицу, наблюдали за закатом. Как только солнце начинало садиться,
заводили песню:
«Солнышко, солнышко, подожди!
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся!»
Приехали господа-бояре
Из Велика-де Новагорода
На Спасов день пировать.
Уж вы ли, господа-бояре,
Вы, бояре старые, новгородские!
Стройте пир большой
Для всего мира крещеного,
Для всей братии названной!
Строили господа-бояре пир,
Строили бояре новогородские
Про весь крещеный мир.
Вы сходитеся, люди добрые,
На велик-званый пир;
Есть про вас мед, вино,
Есть про вас яства сахарная,
А и вам, крещеный мир,
Бьем челом и кланяемся!»
Песня-просьба к теплому светилу: солнышко провожали в зиму, а
еще надо успеть собрать урожай хлеба, еще б немного постояли погожие деньки!
Солнышко,
подожди…
Apple feast day. Андрей Маркин (2005г) |
____________________________________________________
Источники:
Российский этнографический музей. Материалы по этнографии
Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий