вторник, 19 августа 2014 г.

Яблочный Спас

19 августа (6 августа по старому стилю) восточные славяне отмечают Преображение Господне. В народе название этого праздника – «Яблочный Спас», или «Второй Спас». Народное название праздника связано с тем, что с этого дня начинали сбор яблок. Плоды относили освящать в церковь, после этого их разрешалось есть.

яблочный спас, преображение
Ф.В. Сычков. Алма-атинские яблоки (1937)


По обычаю, яблоками угощали бедных и болеющих, а того, кто не следует этому обычаю, считали человеком «недостойным общения»: «А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»

Багров В.Ю. «Яблочный Спас»
























После обедни разговлялись яблоками в каждой семье. Считалось грехом есть яблоки до Спаса-Преображения. Молодые девушки загадывали сокровенные желания на первое яблочко. Считалось, что желание, задуманное на первый кусочек яблока, обязательно сбудется.

Несмотря на праздничный день, в садах идет работа. В эту пору доспевают хлеба, надо успеть снять их до начала осенних дождей. Да и яблоки на базар везти надо, не мешкая: «Вовремя убрать – вовремя продать!». В Рязанской, Нижегородской губерниях помещики сдавали свои сады купцам. Крестьянки расплачивались за яблоки не только деньгами, но и куделью льна, яйцами. Возы с яблоками развозились по окрестным приходам и церквам для продажи после службы.

Н. и В. Родионовы. «Яблочный Спас»






























С 19 (6) августа полностью поспевал горох. В Вологодской области устраивали «всеобщие разговины горохом»: в поле служили молебен, затем крестьяне угощались горохом, при этом было не важно, где чья полоса посажена.

Вечером на Яблочный Спас устраивали гулянья и хороводы. В Москве празднество происходило у Нового Спаса, в Туле - за городом, в селе у Спаса на Рогожни. В праздничных играх участвовали девушки, которые ходили парами и пели песни. Гуляющие образовывали "круги" по состоятельности семей: девушки побогаче отделялись от "бедных". Парни, они же "женихи", выбирали "круги" по своему положению.

В ряде губерний молодежь устраивала проводы Солнца. Выйдя за околицу, наблюдали за закатом. Как только солнце начинало садиться, заводили песню:

«Солнышко, солнышко, подожди! 
      Приехали господа-бояре 
      Из Велика-де Новагорода 
      На Спасов день пировать. 
      Уж вы ли, господа-бояре, 
      Вы, бояре старые, новгородские! 
      Стройте пир большой 
      Для всего мира крещеного, 
      Для всей братии названной! 
      Строили господа-бояре пир, 
      Строили бояре новогородские 
      Про весь крещеный мир. 
      Вы сходитеся, люди добрые, 
      На велик-званый пир; 
      Есть про вас мед, вино, 
      Есть про вас яства сахарная, 
      А и вам, крещеный мир, 
      Бьем челом и кланяемся!»

Песня-просьба к теплому светилу: солнышко провожали в зиму, а еще надо успеть собрать урожай хлеба, еще б немного постояли погожие деньки!
Солнышко, подожди…

Apple feast day. Андрей Маркин (2005г)
____________________________________________________

Источники:
Российский этнографический музей. Материалы по этнографии

Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий