четверг, 14 августа 2014 г.

Медовый Спас

Август – поворот к осени, окончание лета. Восточные славяне в эту пору отмечали земледельческие праздники: Первый, Второй и Третий Спасы. Это народные названия церковных праздников, посвященных Иисусу Христу - Спасителю: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста (Первый Спас), Преображения Господня (Второй Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в 944 году (Третий Спас).  

И.И.Левитан. Пасека


14 августа (1 августа по старому стилю) – празднуется Первый Спас, Медовый. С этого дня начинается Успенский пост. Православная церковь отмечает в этот день Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста, а также почитает память ветхозаветных мучеников Маккавеев. Это – один из последних предосенних праздников народной Руси, с ним связывались проводы лета, прекращались летние хороводы и песни. С него начинали озимый сев хлеба: «Первый Спас – первый сев!», «Спас – всему час!».

Особо почитался Первый Спас в южных губерниях России. Там раньше поспевал хлеб, и праздник по значимости приравнивался ко Второму Спасу. В этих регионах к Первому Спасу заканчивалась уборка хлеба, овощей, и в церковь на освящение несли венки, сплетенные из колосьев с зерном нового урожая. 

Лазарева Светлана. Медовый Спас




























Также в этот день начинали заготавливать мед. Считалось, что к этому времени ульи наиболее полны медом, а дальше пчелы все меньше будут брать с лугов «медовый взяток» и могут утаскивать мед из самого богатого улья. Отсюда и еще одно название Первого Спаса – Медовый.

Мед - один из традиционных русских продуктов, пасеки были у многих крестьян. Пасечник рано утром обходил ульи, выбирал самый богатый на мед, и, осенив себя крестным знамением, начинал выламывать соты. Полные меда, янтарные соты складывались в новую деревянную посуду, затем относились в церковь на освящение. "На Медовый Спас и нищий медку попробует", гласит пословица. После освящения меда, часть его раздается тут же, на паперти, нищим. 

Мед. Скоробогатая Алеся Михайловна


























Весь день на пасеке ведется горячая работа, а к вечеру обступает ульи деревенская ребятня. Кто с чашкой, плошкой, а кто и просто с листом лопуха - все пришли в надежде на лакомство, весь год ждали ребятишки это событие. Хозяин не скупится на угощение, щедрою рукою накладывает сладость в детские руки. А те поют:

 «Дай, Господи, хозяину многих лета,
      Многих лета - долгие годы!
      А и долго ему жить - Спаса не гневить,
      Спаса не гневить, Божьих пчел водить,
      Божьих пчел водить, ярый воск топить -
      Богу на свечку, хозяину на прибыль,
      Дому на приращение,
      Малым детушкам на утешение.
      Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
      Отца-мать кормить, малых детушек растить,
      Уму-разуму учить!
      Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
      Сладко есть, сладко пить,
      А и того слаще на белом свете жить!
      Дай, Господи, хозяину многия лета!»

Из первого меда в этот день пекли медовый хлеб, медовые коврижки, варили медяные квасы, пекли блины, к которым подавали смесь мака с медом. Мак начинали собирать в это время, поэтому народ называл Медовый Спас также Макавеем, возможно, из-за созвучия с церковным праздником.

Николай А. Богатов. Пасечник (1875г)


На Медовый Спас традиционно святили новые колодцы и проводили освящение воды. К естественным водоемам совершались крестные ходы, где служились молебны и освящение воды. Потому у праздника есть еще одно название - Мокрый Спас. После водосвятия принято было купаться, чтобы защититься от болезней и сглаза. Например, на Валдае в Новгородской губернии купались в рубахах. Говорили, что «На Спаса в Ердани купаться – незамоленные грехи простятся». После этого дня уже не купались.

Ф. В. СычковВодосвятие (1916)


На Первый Спас, после освящения воды, купали также и лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ скотину и загоняли ее в воду. Верили, что это убережет животных от болезней и дурного глаза. Крестьянин был уверен, что если выкупать лошадь после этого дня, то она не переживет зимней стужи, «кровь застынет».

В некоторых областях устраивались на Первый Спас «сиротские и вдовьи помочи». Это помощь вдовам и сиротам, работа за угощенье (На вдовий двор хоть щепку кинь!). Бывало даже и так, что не только помогали «всем миром», но и припасы наносили в избу, приговаривая: «Ты – за себя, Мы за тебя, а Христов Спас – за всех нас!» 

С Первого Спаса начинали собираться на отлет ласточки. В некоторых губерниях деревенская детвора сбегалась за околицу "просить касаток". Если замечали случайно вылетевшую со стороны деревни ласточку, всей гурьбою бросались за ней, припевая:

   «Ласточка-касатка!
      А где ж твоя матка?
      Где твои братцы,
      Где твои детки,
      Где ж твои сестрицы? ..
      Испей Спасовой водицы!
      Улетать - не отлетай,
      До Спожинок доживай!»

После этого довольные возвращались домой, уверенные, что ласточка послушает их и останется в деревне до самого Третьего Спаса.

Источники:
Российский этнографический музей. Материалы по этнографии
Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.
_____________________________________________________________________
Может, и нам стоит вспомнить эти народные праздники урожая? Испечь блинов да наесться ими сегодня, макая в мед с маком!

Жданов В. Ю. Медовый спас
































Следующий рассказ - о Втором Спасе, который именуется Яблочным.

2 комментария:

  1. Спасибо, Яна! С удовольствием прочитала. Сегодня возила свою гостью в Кронштадский морской Собор. И там с удивлением стали свидетельницами обряда освящения воды. Я-то думала, такое только на Крещение бывает. А тут вононочё. Теперь-то всё понятно. Дремучие мы.)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И не говори! Я что-то слышала про Яблочный спас, а что это - не зала. Оказалось, Спасов-то вообще три штуки :)) Сколько мы не знаем из наших традиций...

      Удалить