Август – поворот к
осени, окончание лета. Восточные славяне в эту пору отмечали земледельческие
праздники: Первый, Второй и Третий Спасы. Это народные названия церковных
праздников, посвященных Иисусу Христу - Спасителю: Происхождение (изнесение)
честных древ Животворящего Креста (Первый Спас), Преображения Господня (Второй
Спас), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа
Иисуса Христа в 944 году (Третий Спас).
14 августа (1
августа по старому стилю) – празднуется Первый Спас, Медовый. С этого дня
начинается Успенский пост. Православная церковь отмечает в этот день
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста, а также почитает память
ветхозаветных мучеников Маккавеев. Это – один из последних предосенних
праздников народной Руси, с ним связывались проводы лета, прекращались летние
хороводы и песни. С него начинали озимый сев хлеба: «Первый Спас – первый
сев!», «Спас – всему час!».
Особо почитался Первый Спас в южных губерниях России. Там раньше поспевал хлеб, и праздник по значимости приравнивался ко Второму Спасу. В этих регионах к Первому Спасу заканчивалась уборка хлеба, овощей, и в церковь на освящение несли венки, сплетенные из колосьев с зерном нового урожая.
Лазарева Светлана. Медовый Спас |
Также в этот день
начинали заготавливать мед. Считалось, что к этому времени ульи наиболее полны
медом, а дальше пчелы все меньше будут брать с лугов «медовый взяток» и могут
утаскивать мед из самого богатого улья. Отсюда и еще одно название Первого
Спаса – Медовый.
Мед - один из
традиционных русских продуктов, пасеки были у многих крестьян. Пасечник рано
утром обходил ульи, выбирал самый богатый на мед, и, осенив себя крестным
знамением, начинал выламывать соты. Полные меда, янтарные соты складывались в
новую деревянную посуду, затем относились в церковь на освящение. "На
Медовый Спас и нищий медку попробует", гласит пословица. После освящения
меда, часть его раздается тут же, на паперти, нищим.
Весь день на пасеке
ведется горячая работа, а к вечеру обступает ульи деревенская ребятня. Кто с
чашкой, плошкой, а кто и просто с листом лопуха - все пришли в надежде на
лакомство, весь год ждали ребятишки это событие. Хозяин не скупится на
угощение, щедрою рукою накладывает сладость в детские руки. А те поют:
«Дай, Господи, хозяину многих
лета,
Многих лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса
не гневить,
Спаса не гневить, Божьих
пчел водить,
Божьих пчел водить, ярый
воск топить -
Богу на свечку, хозяину на
прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на
утешение.
Дай, Господи, хозяину
отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых
детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со
своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом
свете жить!
Дай, Господи, хозяину
многия лета!»
Из первого меда в
этот день пекли медовый хлеб, медовые коврижки, варили медяные квасы, пекли
блины, к которым подавали смесь мака с медом. Мак начинали собирать в это
время, поэтому народ называл Медовый Спас также Макавеем, возможно, из-за
созвучия с церковным праздником.
Николай А. Богатов. Пасечник (1875г) |
На Медовый Спас
традиционно святили новые колодцы и проводили освящение воды. К естественным
водоемам совершались крестные ходы, где служились молебны и освящение воды. Потому
у праздника есть еще одно название - Мокрый Спас. После водосвятия принято было
купаться, чтобы защититься от болезней и сглаза. Например, на Валдае в
Новгородской губернии купались в рубахах. Говорили, что «На Спаса в Ердани
купаться – незамоленные грехи простятся». После этого дня уже не купались.
Ф. В. Сычков. Водосвятие (1916) |
На Первый Спас,
после освящения воды, купали также и лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ
скотину и загоняли ее в воду. Верили, что это убережет животных от болезней и
дурного глаза. Крестьянин был уверен, что если выкупать лошадь после этого дня,
то она не переживет зимней стужи, «кровь застынет».
В некоторых
областях устраивались на Первый Спас «сиротские и вдовьи помочи». Это помощь
вдовам и сиротам, работа за угощенье (На вдовий двор хоть щепку кинь!). Бывало
даже и так, что не только помогали «всем миром», но и припасы наносили в избу,
приговаривая: «Ты – за себя, Мы за тебя, а Христов Спас – за всех нас!»
С Первого Спаса
начинали собираться на отлет ласточки. В некоторых губерниях деревенская
детвора сбегалась за околицу "просить касаток". Если замечали
случайно вылетевшую со стороны деревни ласточку, всей гурьбою бросались за ней,
припевая:
«Ласточка-касатка!
А где ж твоя матка?
Где твои братцы,
Где твои детки,
Где ж твои сестрицы? ..
Испей Спасовой водицы!
Улетать - не отлетай,
До Спожинок доживай!»
После этого
довольные возвращались домой, уверенные, что ласточка послушает их и останется
в деревне до самого Третьего Спаса.
Источники:
Российский этнографический музей. Материалы по этнографии
Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев
и пословиц русского народа.
_____________________________________________________________________
Может, и нам стоит
вспомнить эти народные праздники урожая? Испечь блинов да наесться ими сегодня,
макая в мед с маком!
Жданов В. Ю. Медовый спас |
Следующий рассказ - о Втором Спасе, который именуется Яблочным.
Спасибо, Яна! С удовольствием прочитала. Сегодня возила свою гостью в Кронштадский морской Собор. И там с удивлением стали свидетельницами обряда освящения воды. Я-то думала, такое только на Крещение бывает. А тут вононочё. Теперь-то всё понятно. Дремучие мы.)))
ОтветитьУдалитьИ не говори! Я что-то слышала про Яблочный спас, а что это - не зала. Оказалось, Спасов-то вообще три штуки :)) Сколько мы не знаем из наших традиций...
Удалить